Перечень используемых определений, обозначений и сокращенийполитика
информационной безопасности Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай.
1. Перечень используемых определений, обозначений и сокращений
АИБ – Администратор информационной безопасности.
АРМ – Автоматизированное рабочее место.
АС – Автоматизированная система.
ИБ – Информационная безопасность.
ИР – Информационные ресурсы.
ИС – Информационная система.
МЭ – Межсетевой экран.
НСД – Несанкционированный доступ.
ОС – Операционная система.
ПБ – Политики безопасности.
ПДн – Персональные данные.
ПО – Программное обеспечение.
СЗИ – Средство защиты информации.
ЭВМ – Электронная – вычислительная машина, персональный компьютер.
Автоматизированная система – система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующая информационную технологию выполнения установленных функций.
Администратор информационной безопасности – специалист или группа специалистов организации, осуществляющих контроль за обеспечением защиты информации в ЛВС, а также осуществляющие организацию работ по выявлению и предупреждению возможных каналов утечки информации, потенциальных возможностей осуществления НСД к защищаемой информации.
Доступ к информации – возможность получения информации и ее использования.
Идентификация – присвоение субъектам доступа (пользователям, процессам) и объектам доступа (информационным ресурсам, устройствам) идентификатора и (или) сравнение предъявляемого идентификатора с перечнем присвоенных идентификаторов.
Информация – это актив, который, подобно другим активам общества, имеет ценность и, следовательно, должен быть защищен надлежащим образом.
Информационная безопасность – механизм защиты, обеспечивающий конфиденциальность, целостность, доступность информации; состояние защищенности информационных активов общества в условиях угроз в информационной сфере. Угрозы могут быть вызваны непреднамеренными ошибками персонала, неправильным функционированием технических средств, стихийными бедствиями или авариями (пожар, наводнение, отключение электроснабжения, нарушение телекоммуникационных каналов и т.п.), либо преднамеренными злоумышленными действиями, приводящими к нарушению информационных активов общества.
Информационная система – совокупность программного обеспечения и технических средств, используемых для хранения, обработки и передачи информации, с целью решения задач подразделений Минтруда РА.
Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
Информационные ресурсы – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий.
Источник угрозы – намерение или метод, нацеленный на умышленное использование уязвимости, либо ситуация или метод, которые могут случайно проявить уязвимость.
Конфиденциальная информация – информация с ограниченным доступом, не содержащая сведений, составляющих государственную тайну, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Конфиденциальность – доступ к информации только авторизованных пользователей.
Критичная информация – информация, нарушение доступности, целостности, либо конфиденциальности которой, может оказать негативное влияние на функционирование подразделений Минтруда РА или иного вида ущерба.
Локальная вычислительная сеть – группа ЭВМ, а также периферийное оборудование, объединенные одним или несколькими автономными высокоскоростными каналами передачи цифровых данных в пределах одного или нескольких близлежащих зданий.
Межсетевой экран – программно-аппаратный комплекс, используемый для контроля доступа между ЛВС, входящими в состав сети, а также между сетью Минтруда РА и внешними сетями (сетью Интернет).
Несанкционированный доступ к информации – доступ к информации, нарушающий правила разграничения уровней полномочий пользователей.
Политика информационной безопасности – комплекс взаимоувязанных руководящих принципов и разработанных на их основе правил, процедур и практических приемов, принятых в Министерстве труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай для обеспечения его информационной безопасности.
Пользователь локальной вычислительной сети – сотрудник организации (штатный, временный, работающий по контракту и т.п.), а также прочие лица (подрядчики, аудиторы и т.п.), зарегистрированный в сети в установленном порядке и получивший права на доступ к ресурсам сети в соответствии со своими функциональными обязанностями.
Программное обеспечение – совокупность прикладных программ, установленных на сервере или ЭВМ.
Рабочая станция – персональный компьютер, на котором пользователь сети выполняет свои служебные обязанности.
Регистрационная (учетная) запись пользователя – включает в себя имя пользователя и его уникальный цифровой идентификатор, однозначно идентифицирующий данного пользователя в операционной системе (сети, базе данных, приложении и т.п.). Регистрационная запись создается администратором при регистрации пользователя в операционной системе компьютера, в системе управления базами данных, в сетевых доменах, приложениях и т.п. Она также может содержать такие сведения о пользователе, как Ф.И.О., название подразделения, телефоны, E-mail и т.п.
Роль – совокупность полномочий и привилегий на доступ к информационному ресурсу, необходимых для выполнения пользователем определенных функциональных обязанностей.
Ответственный за техническое обеспечение – сотрудник организации, занимающийся сопровождением автоматизированных систем, отвечающий за функционирование локальной сети Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай и ПК.
Угрозы информации – потенциально существующая опасность случайного или преднамеренного разрушения, несанкционированного получения или модификации данных, обусловленная структурой системы обработки, а также условиями обработки и хранения данных, т.е. это потенциальная возможность источника угроз успешно выявить определенную уязвимость системы.
Уязвимость – недостатки или слабые места информационных активов, которые могут привести к нарушению информационной безопасности Общества при реализации угроз в информационной сфере.
Целостность информации – состояние защищенности информации, характеризуемое способностью АС обеспечивать сохранность и неизменность конфиденциальной информации при попытках несанкционированных или случайных воздействий на нее в процессе обработки или хранения.
Электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Вводные положения
Введение
Политика ИБ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (далее – Минтруд РА) определяет цели и задачи системы обеспечения ИБ и устанавливает совокупность правил, требований и руководящих принципов в области ИБ, которыми руководствуется Минтруд РА в своей деятельности.
Цели
Основными целями политики ИБ являются защита информации Минтруда РА от возможного нанесения материального, физического, морального или иного ущерба, посредством случайного или преднамеренного воздействия на информацию, ее носители, процессы обработки и передачи и обеспечение эффективной работы всего информационно-вычислительного комплекса при осуществлении деятельности, указанной в Положении о деятельности Минтруда РА.
Общее руководство обеспечением ИБ осуществляется Минтрудом РА. Ответственность за организацию мероприятий по обеспечению ИБ и контроль за соблюдением требований ИБ несет АИБ. Ответственность за функционирование информационных систем Минтруда РА несет администратор информационной системы.
Должностные обязанности АИБа и системного администратора закрепляются в соответствующих инструкциях.
Руководители структурных подразделений Минтруда РА ответственны за обеспечение выполнения требований ИБ в своих подразделениях.
Сотрудники Минтруда РА обязаны соблюдать порядок обращения с конфиденциальными документами, носителями ключевой информации и другой защищаемой информацией, соблюдать требования настоящей Политики и других документов внутренних документов Минтруда РА по вопросам обеспечения ИБ.
Задачи
Политика ИБ направлена на защиту информационных активов от угроз, исходящих от противоправных действий злоумышленников, уменьшение рисков и снижение потенциального вреда от аварий, непреднамеренных ошибочных действий персонала, технических сбоев, неправильных технологических и организационных решений в процессах обработки, передачи и хранения информации и обеспечение нормального функционирования технологических процессов.
Наибольшими возможностями для нанесения ущерба Минтруда РА обладает собственный персонал. Действия персонала могут быть мотивированы злым умыслом (при этом злоумышленник может иметь сообщников как внутри, так и вне Минтруда РА), либо иметь непреднамеренный ошибочный характер.
На основе вероятностной оценки определяется перечень актуальных угроз безопасности, который отражается в «Модели угроз».
Для противодействия угрозам ИБ в Минтруде РА на основе имеющегося опыта составляется прогностическая модель предполагаемых угроз и модель нарушителя. Чем точнее сделан прогноз (составлены модель угроз и модель нарушителя), тем ниже риски нарушения ИБ при минимальных ресурсных затратах.
Разработанная на основе прогноза политика ИБ и в соответствии с ней построенная СУИБ является наиболее правильным и эффективным способом добиться минимизации рисков нарушения ИБ для Минтруда РА. Необходимо учитывать, что с течением времени меняется характер угроз, поэтому следует своевременно, используя данные мониторинга и аудита, обновлять модели угроз и нарушителя.
Стратегия обеспечения ИБ заключается в использовании заранее разработанных мер противодействия атакам злоумышленников, а также программно-технических и организационных решений, позволяющих свести к минимуму возможные потери от технических аварий и ошибочных действий персонала.
Задачами настоящей политики являются:
Настоящая Политика распространяется на все структурные подразделения Минтруда РА и обязательна для исполнения всеми его сотрудниками и должностными лицами. Положения настоящей Политики применимы для использования во внутренних нормативных и методических документах, а также в договорах.
Период действия и порядок внесения изменений
Настоящая Политика вводится в действие приказом министра Минтруда РА
Политика признается утратившей силу на основании приказа министра Минтруда РА.
Изменения в политику вносятся приказом министра Минтруда РА.
Инициаторами внесения изменений в политику информационной безопасности являются:
Плановая актуализация настоящей политики производится ежегодно и имеет целью приведение в соответствие определенных политикой защитных мер реальным условиям и текущим требованиям к защите информации.
Внеплановая актуализация политики ИБ и производится в обязательном порядке в следующих случаях:
Ответственными за актуализацию политики ИБ (плановую и внеплановую) несет АИБ.
Контроль за исполнением требований настоящей политики и поддержанием ее в актуальном состоянии возлагается на АИБа.
Политики информационной безопасности Минтруда РА
Назначение политик информационной безопасности
Политики ИБ Минтруда РА – это совокупность норм, правил и практических рекомендаций, на которых строится управление, защита и распределение информации в Минтруде РА.
Политики ИБ относятся к административным мерам обеспечения ИБ и определяют стратегию Минтруда РА в области ИБ.
Политики ИБ регламентируют эффективную работу СЗИ. Они охватывают все особенности процесса обработки информации, определяя поведение ИС и ее пользователей в различных ситуациях. Политики ИБ реализуются посредством административно-организационных мер, физических и программно-технических средств и определяет архитектуру системы защиты.
Все документально оформленные решения, формирующие Политики, должны быть утверждены руководителем Минтруда РА.
Основные принципы обеспечения информационной безопасности
Основными принципами обеспечения ИБ являются следующие:
Порядок подготовки персонала по вопросам информационной безопасности и допуска его к работе
Организация обучения сотрудников Минтруда РА в области ИБ возлагается на АИБа. Обучение проводится согласно Плану, утвержденному руководителем Минтруда РА.
Подписи сотрудников об ознакомлении заносятся в «Журнал проведения инструктажа по информационной безопасности».
Допуск персонала к работе с защищаемыми ИР Минтруда РА осуществляется только после его ознакомления с настоящими политиками, а также после ознакомления пользователей с «Инструкцией по работе пользователей» Минтруда РА, а так же иными инструкциями пользователей отдельных ИС. Согласие на соблюдение правил и требований настоящих политик подтверждается подписями сотрудников в «Журнале проведения инструктажа по информационной безопасности».
Допуск персонала к работе с КИ Минтруда РА осуществляется после ознакомления с «Инструкцией по организации работы с материальными носителями», «Инструкция по организации работы с электронными носителями». Правила допуска к работе с ИР лиц, не являющихся сотрудниками Минтруда РА, определяются на договорной основе с этими лицами или с организациями, представителями которых являются эти лица.
Защищаемые информационные ресурсы Минтруда РА
Защищаемые информационные ресурсы определяются в соответствии с «Перечнем защищаемых ресурсов», утверждаемым соответствующим приказом руководителя Минтруда РА.
Политики информационной безопасности
Политика предоставления доступа к информационному ресурсу
Назначение
Настоящая Политика определяет основные правила предоставления сотрудникам доступа к защищаемым ИР Минтруда РА.
Положение политики
Положения данной политики определены в «Положении о разрешительной системе допуска», утверждаемом соответствующим приказом руководителя Минтруда РА.
Политика учетных записей
Назначение
Настоящая политика определяет основные правила присвоения учетных записей пользователям информационных активов Минтруда РА.
Положение политики
Регистрационные учетные записи подразделяются на:
Каждому пользователю информационных активов Минтруда РА назначается уникальная пользовательская регистрационная учетная запись. Допускается привязка более одной пользовательской учетной записи к одному и тому же пользователю (например, имеющих различный уровень полномочий).
В общем случае запрещено создавать и использовать общую пользовательскую учетную запись для группы пользователей. В случаях, когда это необходимо, ввиду особенностей автоматизируемого бизнес-процесса или организации труда (например, посменное дежурство), использование общей учетной записи должно сопровождаться отметкой в журнале учета машинного времени, которая должна однозначно идентифицировать текущего владельца учетной записи в каждый момент времени. Одновременное использование одной общей пользовательской учетной записи разными пользователями запрещено.
Системные регистрационные учетные записи формируются операционной системой и должны использоваться только в случаях, предписанных документацией на операционную систему.
Служебные регистрационные учетные записи используются только для запуска сервисов или приложений.
Использование системных или служебных учетных записей для регистрации пользователей в системе категорически запрещено.
Политика использования паролей
Назначение
Настоящая Политика определяет основные правила парольной защиты в Минтруде РА.
Положения политики
Положения политики закрепляются в «Инструкции по организации парольной защиты».
Политика реализации антивирусной защиты
Назначение
Настоящая Политика определяет основные правила для реализации антивирусной защиты в Минтруде РА.
Положения политики
Положения политики закрепляются в «Инструкции по проведению антивирусного контроля».
Политика защиты автоматизированного рабочего места
Назначение
Настоящая Политика определяет основные правила и требования по защите информации Минтруда РА от неавторизованного доступа, утраты или модификации.
Положения политики
Положения данной политики определяются в соответствии с используемым техническим решением.
Профилактика нарушений политик информационной безопасности
Под профилактикой нарушений политик ИБ понимается проведение регламентных работ по защите информации, предупреждение возможных нарушений ИБ в Минтруде РА и проведение разъяснительной работы по ИБ среди пользователей.
Положения определены документами, утвержденными Приказом «Об обучении сотрудников правилам защиты информации», и «Инструкцией о порядке технического обслуживания средств вычислительной техники».
Ликвидация последствий нарушения политик информационной безопасности
АИБ, используя данные, полученные в результате применения инструментальных средств контроля (мониторинга) безопасности информации ИС, должен своевременно обнаруживать нарушения ИБ, факты осуществления НСД к защищаемым ИР и предпринимать меры по их локализации и устранению.
В случае обнаружения подсистемой защиты информации факта нарушения ИБ или осуществления НСД к защищаемым ИР ИС рекомендуется уведомить АИБа, и далее следовать их указаниям.
Действия АИБа и администратора информационной системы при признаках нарушения политик информационной безопасности регламентируются следующими внутренними документами:
После устранения инцидента необходимо составить акт о факте нарушения и принятых мерах по восстановлению работоспособности ИС, а также зарегистрировать факт нарушения в журнале учета нарушений, ликвидации их причин и последствий.
Ответственность за нарушение Политик безопасности
Ответственность за выполнение правил ПБ несет каждый сотрудник Минтруда РА в рамках своих служебных обязанностей и полномочий.
На основании ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации сотрудники, нарушающие требования ПБ Минтруда РА, могут быть подвергнуты дисциплинарным взысканиям, включая замечание, выговор и увольнение с работы.
Все сотрудники несут персональную (в том числе материальную) ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный Минтруда РА в результате нарушения ими правил политики ИБ (Ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации).
За неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование или распространение вредоносных программ, а также нарушение правил эксплуатации ЭВМ, следствием которых явилось нарушение работы ЭВМ (автоматизированной системы обработки информации), уничтожение, блокирование или модификация защищаемой информации, сотрудники Минтруда РА несут ответственность в соответствии со статьями 272, 273 и 274 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Регулирующие законодательные нормативные документы
При организации и обеспечении работ по ИБ сотрудники Минтруда РА должны руководствоваться следующими законодательными нормативными документами:
Основополагающие нормативные документы
К основополагающим нормативным документам относятся:
Законы Российской Федерации
Указы и распоряжения президента Российской Федерации
Постановления и распоряжения правительства Российской Федерации
Нормативные и руководящие документы Федеральных служб Российской Федерации
Государственные стандарты