Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Адрес
649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул.Северная, д. 10
Контакты
8 (38822) 4-84-14
mintrud@altaigov.ru


Неформальная занятость

Неформальная занятость 24.08.2022

СКАЖЕМ НЕТ ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТИ!

Что такое теневая занятость? Теневая занятость – это вид занятости в неформальной экономике, когда факт установления трудовых отношений между работником и работодателем скрывается от официальных властей. Такие работодатели предпочитают нанимать работников без официального оформления, без заключения трудовых договоров в целях неуплаты налогов, либо, желая обойти законодательство.

Что такое заработная плата «в конверте»? С целью снижения налоговой нагрузки многие работодатели предпочитают нанимать работников без официального оформления: с ними не заключают трудовой договор, им ничего не пишут в трудовые книжки (даже если трудовая книжка работника по просьбе работодателя принесена и хранится на предприятии). Разумеется, заработная плата выплачивается в конверте. Сумма такой зарплаты может быть самой разной: от минимальной до действительно хорошей по рынку вакансий.

Чем опасна неофициальная заработная плата? При отсутствии официального трудоустройства и получения неофициальной заработной платы гражданин лишается:

- выплат пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, при травматизме и несчастных случаях);

- оплачиваемого отпуска;

- государственного пенсионного обеспечения в полном объеме;

- гарантий регулярного и стабильного заработка.

Помимо этого работник, получавший неофициальные выплаты, попадает в категорию уклоняющихся от уплаты налогов, а это уже уголовная ответственность (в тех случаях, когда сумма уклонения выходит высокой).

 

 

Телефоны горячих линий для приема обращений населения по вопросам теневой занятости и «серой заработной платы»

(зарплата в конвертах)

Наименование организации

Телефон горячей линии

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, отдел занятости населения

(8-388-22) 2-68-70

КУ ЦЗН по Республике Алтай

(8-388-22) 2-13-77

Филиал КУ ЦЗН по РА по Майминскому району

(8-388-44) 2-13-49

Филиал КУ ЦЗН по РА по Чойскому району

(8-388-40) 2-25-92

Филиал КУ ЦЗН по РА по Турочакскому району

(8-388-43) 2-25-19

Филиал КУ ЦЗН по РА по Шебалинскому району

(8-388-49) 2-13-59

Филиал КУ ЦЗН по РА по Чемальскому району

(8-388-41) 2-28-58

Филиал КУ ЦЗН по РА по Онгудайскому району

(8-388-45) 2-11-08

Филиал КУ ЦЗН по РА по Усть-Канскому району

(8-388-47) 2-31-08

Филиал КУ ЦЗН по РА по Усть-Коксинскому району

(8-388-48) 2-22-86

Филиал КУ ЦЗН по РА по Улаганскому району

(8-388-46) 2-23-12

Филиал КУ ЦЗН по РА по Кош-Агачскому району

(8-388-42) 2-22-62

 

Теневая занятость и заработная плата «в конверте». Что делать?

1. К кому обращаться?

Государственная инспекция труда в Республике Алтай – защита трудовых прав граждан.

Адрес: 649000, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, д. 20

Контактный телефон: приемная: 8(388-22) 2-20-82; вопросы по охране труда: 8 (388-22)-2-46-24; правовые вопросы: 8(388-22) 4-71-80, 2-55-07.

Управление федеральной налоговой службы по Республике Алтай – контроль соблюдения налогового законодательства.

Адрес: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, д. 40

Контактный телефон: справочная служба: 8(388-22) 92-8-42; приемная: 8(388-22) 9-29-99.

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай – консультации по вопросам занятости населения.

Адрес: 649000, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, д. 20.

Контактный телефон: 8(3880-22) 2-68-70, 2-43-25.

2. Как составить жалобу?

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ).
В субъектах Российской Федерации государственный надзор в сфере труда осуществляют государственные инспекции труда.
В целях защиты трудовых прав вы можете подать письменное обращение (жалобу) или обращение в виде электронного документа в государственную инспекцию труда.

Шаг 1. Составьте обращение (жалобу).

В жалобе должны быть указаны:

- наименование государственной инспекции труда;

- фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя;

- почтовый (электронный) адрес, по которому должен быть направлен ответ;

- суть жалобы (указывается событие или предполагаемые нарушения трудовых прав), наименование работодателя, место его нахождения;

- личная подпись заявителя;

- дата (ст. 7 Закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ).

Шаг 2. Подача жалобы в государственную инспекцию труда.

Подать жалобу можно как лично, так и по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В первом случае сотрудник инспекции труда, принявший жалобу, обязан поставить число и подпись на втором экземпляре, который останется у заявителя. Если жалоба отправлена по почте, у заявителя будет уведомление о дате доставки жалобы в инспекцию труда. В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Также жалобу можно подать в форме электронного документа по адресу электронной почты инспекции труда в субъекте Российской Федерации. Заявитель вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии на бумажном носителе (ч. 3 ст. 7 Закона № 59-ФЗ).

Внимание!

Государственную пошлину при подаче жалобы в государственную инспекцию труда уплачивать не требуется.

Примечание. Работник вправе просить проведения конфиденциальной проверки. Это означает, что при проведении проверки работодателю не будет сообщено имя работника, который в таком случае может избежать преследования со стороны работодателя (ст. 358 ТК РФ).

Шаг 3. Получение ответа на жалобу.

Обращения (заявления и жалобы) рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Закона № 59-ФЗ).
При необходимости срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на 30 дней. При этом заявитель должен быть поставлен в известность о продлении сроков рассмотрения заявления (жалобы) (ч. 2 ст. 12 Закона № 59-ФЗ).

На основании жалобы государственная инспекция труда обязана провести проверку. Во время проверки инспектор устанавливает факты нарушения трудовых прав работника, указанные в жалобе, либо их отсутствие.

По результатам проверки составляется акт. При подтверждении фактов нарушения трудовых прав руководителю организации-работодателя выдается предписание об устранении выявленных нарушений (ст. 357 ТК РФ).

Заявителю направляется письменный мотивированный ответ по существу поставленных в обращении (жалобе) вопросов, в котором указывается, какие факты нарушений трудовых прав подтвердились в ходе рассмотрения обращения (жалобы) и проведения проверки у работодателя, какие меры инспекторского реагирования были приняты к работодателю (выдано предписание, возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение законодательства о труде), разъясняется порядок дальнейших действий для восстановления нарушенных прав или оспариваемых интересов, если в соответствии с полномочиями государственной инспекции труда разрешить поставленные в жалобе вопросы не представилось возможным (п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 10 Закона № 59-ФЗ).
В случае несогласия с полученным ответом заявитель имеет право подать жалобу руководителю территориальной инспекции труда (абз. 2 п. 113 Административного регламента, утв. Приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н).

Заявитель, права которого нарушены действиями (бездействием) трудового инспектора, вправе также обратиться с заявлением в суд (ст. 254 ГПК РФ).

3. Как поймать за руку недобросовестного работодателя?

Установить факт нелегальной выплаты заработной платы можно во время проверки организации налоговыми органами либо государственной инспекцией труда.

Сигналом для проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков, использующих «конвертную» схему, как правило, служат:

- жалобы физических лиц на работодателей о неполном отражении в бухгалтерском учете выплаченной заработной платы либо о полном сокрытии их заработной платы. Такие заявления зачастую поступают от физических лиц при увольнении, болезни, оформлении пенсии по инвалидности или по старости;

- информация, поступающая из других источников – выявленная в ходе проверок, рассмотрения жалоб профсоюзов и т.д.

4. Взыскание «серой» зарплаты через суд.

Если гражданину выплачивают заработную плату в конверте, то в случае любых конфликтов можно попробовать доказать истинный размер заработной платы через суд. Однако, в суде гражданину будет необходимо доказать все обстоятельства, которые он укажет в исковом заявлении.
В качестве доказательств также как и при обращении в другие органы могут использоваться аудио- или видеозаписи, платежные ведомости, записи телефонных переговоров, трудовые договоры работников с прежними работодателями, рекламные объявления, сведения органов статистики, а также сведения, которые могут дать другие работники о размере своей заработной платы.

ВАЖНО!

·                     Процедура рассмотрения спора в суде достаточно детально урегулирована законом – Гражданским процессуальным Кодексом РФ.

·                     При подаче искового заявления важно соблюсти все формальности, включая срок обращения в суд, приложение к заявлению необходимого количества копий, указание адреса ответчика и т.д.

·                     Все документы в суд лучше отправлять по почте заказным письмом с описью вложения – иначе в случае спора будет сложно доказать что тот или иной документ вовремя отправлен в суд, и тем самым есть риск пропустить срок на обращения в суд за защитой нарушенных прав.

·                     В случае пропуска срока на обращение в суд, на обжалование решения суда обращение могут вернуть без рассмотрения!

·                     Разбирательство трудовых дел в судах происходит в открытых судебных заседаниях.

·                     Закон разрешает в ходе судебного заседания пользоваться диктофоном и записывать на него весь ход судебного заседания. В законе прямо оговорено, что для совершения указанных действий не требуется согласия суда.




Прикреплённые файлы:
Методические рекомендации Роструда.pdf
Работникам и работодателям.jpg
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по НЗ на 2022-2024 гг.pdf
Памятка.pdf

Возврат к списку


    Обеспечение конституционного права граждан с ограниченными возможностями на труд - задача государственного значения, реализуемая службой занятости населения во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти республики, местного самоуправления, социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов.

               

Условия и порядок квотирования рабочих мест в Республике Алтай

         Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек,  устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников;

         работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников;

филиалам и представительствам работодателя, расположенным на территории Республики Алтай, у которых численность работников составляет от 35  до 100 человек, включительно, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере двух процентов;

филиалам и представительствам работодателя, расположенным на территории Республики Алтай, у которых численность работников превышает 100 человек,  устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере трех процентов.

Расчет числа рабочих мест,  в счет установленной квоты,  производится работодателем самостоятельно. При расчете числа рабочих мест производится округление по математическим правилам до целого значения. Среднесписочная численность работников организации исчисляется в порядке, определенном органом статистики.

При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

         Трудоустройство граждан в счет квоты производится работодателем самостоятельно или по направлению органов службы занятости.

Обязанности работодателей в обеспечении занятости инвалидов

         Создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

         создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

выполнять установленную квоту приема на работу инвалидов. Квота  считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет квоты рабочие места  трудоустроены инвалиды, оформившие трудовые отношения с организацией в соответствии с трудовым  законодательством РФ;

         при наличии вакантных рабочих мест представлять органам службы занятости населения сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест;

         ежемесячно представлять посредством размещения сведений и информации на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России»,  в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»:

 информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов

 информацию о наличии созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Ответственность работодателей

Неисполнение  работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты-  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

(часть 1 статьи 5.42. Кодекса РФ об административных правонарушениях);

         непредставление или несвоевременное представление  сведений, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст.19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях);

         уплата работодателями административного штрафа не освобождает его от обязанностей выполнять требования законодательства по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Надзор и контроль

         Надзор и контроль за  приемом на работу  инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов осуществляет Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай  путем проведения плановых и внеплановых  проверок работодателей.

Нормативно-правовая база по квотированию рабочих мест:

1) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
(извлечения)
2) Закон РФ от  24.11.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (извлечения)
3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (извлечения)
4) Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 г. № 366 «Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место»
5)Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2021 г. № 2576 «О порядке представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»      
6)  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 января 2022 г. № 24 «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» (извлечения)       8) Постановление Правительства Республики Алтай от 4 июля 2023 г. № 263 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай»
9) Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 28 декабря 2015 г. № П/416 «Об утверждении Порядка проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, указанных в части первой статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", для предоставления им гарантий трудовой занятости» (с изменениями и дополнениями)