Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Адрес
649000, Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, ул.Северная, д. 10
Контакты
8 (38822) 4-84-14
mintrud@altaigov.ru


Текст интервью Министра труда, социального развития и занятости населения РА В. А. Тюхтеневой газете «Звезда Алтая», приуроченное к 25-летию социальной работы в России и Дню социального работника, от 08.06.2016 г.

30.06.2016 Текст интервью Министра труда, социального развития и занятости населения РА В. А. Тюхтеневой газете «Звезда Алтая», приуроченное к 25-летию социальной работы в России и Дню социального работника, от 08.06.2016 г.

«Валентина Тюхтенева: «Внедряем новое, сохраняя лучшее»

В преддверии Дня социального работника мы встретились с Министром труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Валентиной Акчабаевной Тюхтеневой. Здравствуйте!

- Здравствуйте!

Валентина Акчабаевна, 25 лет – сравнительно молодой возраст для профессии. С какого момента берет начало социальная работа в нашей стране?

- Государственная система социальной защиты имеет у нас долгую историю – первый указ в этой сфере был подписан 315 лет назад Петром I и касался создания специальных учреждений по уходу за больными и престарелыми. Однако официальной датой рождения профессии как таковой считается 1991 год, когда решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам в государственный реестр были занесены новые специальности: социальный работник, социальный педагог и специалист по социальной работе. У истоков системы социальной поддержки населения нашего региона стоял первый Министра труда и социального развития РА Виктор Иванович Горбунов.

Мы не хотим ограничивать Вас в выборе тем для беседы. Расскажите нашим читателям о том, что Вы считаете нужным отметить.

- Спасибо. Мне, действительно, не хотелось бы в преддверии большого праздника выступать в традиционной форме отчета о проделанной работе, что, бесспорно, тоже важно, но сегодня я расставила бы акценты на значимых изменениях в социальной сфере нашей страны и тенденциях ее развития.

ПРИНЦИП АДРЕСНОСТИ И КРИТЕРИЙ НУЖДАЕМОСТИ – В ОСНОВЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ ГОСПОДДЕРЖКИ

Сегодня, с учетом социально-экономической ситуации не только в России, но и во всем мире, очень важно подходить рационально к использованию средств государственной социальной поддержки. Если вы заметили, принцип адресности применяется не только в государственном секторе, но и общественными организациями, благотворительными фондами, бизнесом и предполагает использование критерия нуждаемости. То есть помощь адресно предоставляется тому человеку, который действительно в ней нуждается. Сегодня в нашем регионе с учетом критерия нуждаемости предоставляется четыре вида соцподдержки: ежемесячное детское пособие, адресные субсидии на оплату ЖКУ, помощь на газификацию домовладения, оздоровление детей. Критерием в данном случае выступает величина прожиточного минимума, который в нашем регионе сегодня составляет 9586 рублей в расчете на душу населения. То есть человек сможет воспользоваться этими видами господдержки, если его доход ниже прожиточного минимума. Работа по адресному оказанию  мер социальной поддержки продолжается, к  установлению и внедрению критерия нуждаемости мы активно привлекаем общественные советы, депутатов, профсоюзы. Главная цель такого взаимодействия – не допустить ошибки, учесть мнение всех сторон.

СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОЖЕТ ОКАЗЫВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ГОСУДАРСТВО

Мы привыкли считать, что помощь социально уязвимым категориям населения оказывает только государство. Однако сейчас мы все более активно вовлекаем в эту сферу и иных поставщиков социальных услуг: коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей. Отдельно хотелось бы остановиться на теме государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания населения, активно развивающегося последние два года. В том числе на аутсорсинге, то есть передаче определенных социальных услуг частной компании, специализирующейся на этом направлении. Пилотный проект по внедрению аутсорсинга в сфере социального обслуживания в Республике Алтай будет реализован в Майминском районе. Местным Управлением социальной поддержки населения буквально в этом году планируется передать часть предоставляемых социальных услуг индивидуальному предпринимателю, а именно социальное обслуживание на дому. При успешной реализации проекта опыт будет распространен на всю республику.

У нас уже есть успешные примеры государственно-частного партнерства в социальной сфере: открытие пансионата для престарелых в Кош-Агаче, участие в летней оздоровительной кампании детей туркомплекса «Манжерок», а в этом году еще и ЭКО-центра «Развитие» в с. Тюнгур Усть-Коксинского района. Можно в целом отметить, что сегодня наблюдается принципиальное изменение подходов к оказанию помощи гражданам, в том числе развивается социальное предпринимательство, когда посредством реализации  бизнес-проектов решаются социальные задачи. Мы уделяем большое внимание подготовке социально ориентированных предпринимателей, которые в дальнейшем смогут, в том числе, оказывать социальные услуги нашему населению.

Также и в ряду государственных мер соцподдержки появляются новые прогрессивные формы социальной помощи. В частности, социальный контракт, который предполагает предоставление финансовой помощи людям, у которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Такая форма помощи позволяет повысить уровень и качество жизни малоимущих граждан, стимулирует их к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации. Социальный контракт заключается на срок от трех месяцев до одного года, в основном на развитие личного подсобного хозяйства, приобретение оборудования, которое позволит заниматься полезной для семьи деятельностью.

ПОЯВИЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Сейчас к независимой оценке качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, привлекаются представители общественных организаций, профессиональных сообществ, экспертов и отдельных граждан-потребителей услуг. Такой подход эффективен, он дает более полную картину качества оказания социальных услуг населению, на основе чего можно сделать корректные выводы и, соответственно, принять верные решения. У нас в регионе действуют
Общественные советы по вопросам проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в РА, куда входят представители общественных организаций, ветераны и заслуженные работники культуры, образования, социального обслуживания, физической культуры и спорта, здравоохранения. Министерство труда также координирует работу общественных советов, созданных в бюджетной сфере и оказывающих социальные услуги. Публичный мониторинг уже дает свои результаты.

РАСШИРЯЕТСЯ  ПОНИМАНИЕ ТЕРМИНА «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»

Сегодня в социальной практике доступность среды измеряется не только и не столько физической доступностью объектов для людей с ограниченными возможностями здоровья, но и активным участием их в социально-культурной жизни общества. То есть растет значение таких факторов, как принятие обществом особенных его членов, активное вовлечение их в текущую жизнь села, города. Сегодня проводится большая работа по трудоустройству инвалидов, к которой опять же привлекаются общественные организации. И она дает свои результаты – понемногу работодатели меняют свое отношение к людям с ограниченными возможностями. Их воспринимают как равных среди равных. Во многом это достигается благодаря реализации крупных проектов, в рамках которых люди с ограниченными возможностями здоровья разрушают сложившиеся стереотипы, меняют отношение окружающих к себе. Это и Фестиваль инвалидов «Мы раскрываем крылья», и Социальный поезд «И невозможное возможно», и Ярмарка социально ориентированных некоммерческих организаций, а также благотворительный концерт «От сердца к сердцу».

Безусловно, наличие необходимой инфраструктуры для маломобильных групп населения: пандусов, подъемных устройств, а также аудиовизуальных и информационных систем для слабовидящих и слабослышащих людей, модернизация транспорта общего пользования – это очень важно. На эти цели в рамках подпрограммы «Доступная среда» в текущем году направлено порядка 19,5 млн. рублей.

УСИЛИВАЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Многие проекты требуют участия нескольких ведомств. Например, инклюзивное образование – одно из направлений создания безбарьерной среды, когда особенные дети учатся со своими здоровыми сверстниками в обычных школах. Без тесного взаимодействия здравоохранения, образования и социальной службы  другим ведомствам и организациям сложно добиться быстрых и хороших результатов. А теперь к этому процессу подключаются и общественные организации, что, конечно, еще больше повышает эффективность совместной работы.

- Валентина Акчабаевна, большое спасибо за содержательную и интересную беседу.

Возврат к списку