Сопровождение при содействии занятости инвалидов это:
- оказание индивидуальной помощи при трудоустройстве;
- создание условий для осуществления трудовой деятельности и ускорения профессиональной адаптации на рабочем месте;
- формирование пути передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
Государственная услуга по сопровождению при содействии занятости инвалидов предоставляется в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным стандартом государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов (Приказ Минтруда России от 3 августа 2018 года № 518н);
- Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов (Приказ министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 13.11.2018 № П/311).
Сопровождение при содействии занятости рекомендовано инвалидам со значительными ограничениями жизнедеятельности, нуждающимся в поддержке других лиц.
Сопровождение осуществляется:
- в процессе поиска работы;
- в дополнительном оснащении (оборудовании) рабочего места;
- при адаптации на рабочем месте;
- при освоении профессиональных знаний, умений и трудовых действий;
- в формировании и освоении доступного маршрута передвижения до места работы и обратно, а также по территории организации-работодателя(при необходимости).
Оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве – это:
- сопровождение в процессе профессиональной ориентации;
- сопровождение в оказании юридической помощи;
- сопровождение в процессе информирования о положении на рынке труда;
- сопровождение в процессе психологической поддержки;
- сопровождение в процессе социальной адаптации на рынке труда;
- сопровождение в процессе профессиональной подготовки;
- сопровождение в организации собеседований с работодателем, на ярмарках вакансий, оказание помощи в подготовке документов.
Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги:
- заявление о предоставлении государственной услуги;
- паспорт или документ, его заменяющий;
- индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (по собственной инициативе).
Государственную услугу по сопровождению при содействии занятости инвалидов можно получить во всех центрах занятости населения по месту жительства.
Обеспечение конституционного права граждан с ограниченными возможностями на труд - задача государственного значения, реализуемая службой занятости населения во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти республики, местного самоуправления, социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов.
Условия и порядок квотирования рабочих мест в Республике Алтай
Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников;
работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников;
филиалам и представительствам работодателя, расположенным на территории Республики Алтай, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек, включительно, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере двух процентов;
филиалам и представительствам работодателя, расположенным на территории Республики Алтай, у которых численность работников превышает 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере трех процентов.
Расчет числа рабочих мест, в счет установленной квоты, производится работодателем самостоятельно. При расчете числа рабочих мест производится округление по математическим правилам до целого значения. Среднесписочная численность работников организации исчисляется в порядке, определенном органом статистики.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.
Трудоустройство граждан в счет квоты производится работодателем самостоятельно или по направлению органов службы занятости.
Обязанности работодателей в обеспечении занятости инвалидов
Создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;
создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
выполнять установленную квоту приема на работу инвалидов. Квота считается выполненной, если на все созданные, выделенные в счет квоты рабочие места трудоустроены инвалиды, оформившие трудовые отношения с организацией в соответствии с трудовым законодательством РФ;
при наличии вакантных рабочих мест представлять органам службы занятости населения сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест;
ежемесячно представлять посредством размещения сведений и информации на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»:
информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов
информацию о наличии созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Ответственность работодателей
Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
(часть 1 статьи 5.42. Кодекса РФ об административных правонарушениях);
непредставление или несвоевременное представление сведений, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст.19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях);
уплата работодателями административного штрафа не освобождает его от обязанностей выполнять требования законодательства по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Надзор и контроль
Надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов осуществляет Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай путем проведения плановых и внеплановых проверок работодателей.
Нормативно-правовая база по квотированию рабочих мест: