Постановление кабмина от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336) закрепило особенности организации и проведения государственного контроля и надзора, муниципального контроля. Тем самым оно ввело с 10.03.2022 по 31.12.2022 мораторий на проведение проверок предприятий и предпринимателей в рамках мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций.
Плановые проверки сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля в рамках:
· санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля;
· надзора в области промышленной безопасности.
В 2022 году не проводят плановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки при осуществлении видов госконтроля (надзора), муниципального контроля, которые регулируют следующие федеральные законы:
· «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – №248-ФЗ);
· «О защите прав юридических лиц и ИП при госконтроле (надзоре) и муниципальном контроле».
Но есть исключения.
ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ, КОТОРЫЕ ДОПУСТИМЫ в 2022
ВИД КОНТРОЛЯ, НАДЗОРА | ЧТО ПРОВЕРЯЮТ |
Федеральный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) в отношении объектов чрезвычайно высокого риска |
Дошкольное и начальное общее образование
Основное общее и среднее (полное) общее образование Деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления Деятельность детских лагерей на время каникул Деятельность по организации общественного питания детей Родильные дома, перинатальные центры Социальные услуги с обеспечением проживания Водоподготовка и водоснабжение |
Федеральный пожарный надзор в отношении объектов чрезвычайно высокого риска и высокого риска |
Дошкольное и начальное общее образование
Основное общее и среднее (полное) общее образование Организация отдыха детей и их оздоровления Деятельность детских лагерей на время каникул Родильные дома, перинатальные центры Социальные услуги с проживанием |
Федеральный надзор в области промышленной безопасности | Опасные производственные объекты, отнесенные ко II классу опасности |
Федеральный ветеринарный контроль (надзор) | Содержание, разведение и убой свиней |
Причём контролёры вправе вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки сделать профилактический визит, от которого контролируемое лицо не вправе отказаться.
В Постановлении № 336 определены исключительные основания проведения в 2022 году внеплановых контрольных мероприятий и проверок, что их проведение допустимо лишь в исключительных случаях при угрозе:
· жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан;
· обороне страны и безопасности государства;
· возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
При этом такие проверки должны быть согласованы с прокуратурой. Внеплановые проверки также могут проводиться по поручению Президента и Правительства России.
Установлены ограничения в части выдачи предписания (только исключительно в случае, если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проверки были выявлены факты нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства) по проверкам с непосредственным взаимодействием с контролируемым лицом.
Выдача предписаний по итогам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом недопустима.
Срок исполнения предписаний, выданных до 10.03.2022 и действующих на этот день, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения, то есть ходатайство или заявление от контролируемого лица не нужно.
Контролируемое лицо вправе направить просить о дополнительном продлении срока исполнения предписания не позднее предпоследнего дня его срока. Такое ходатайство или заявление рассматривают в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации.
Должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона №248-ФЗ (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
Несмотря на мораторий 2022, в отношении контролируемых лиц разрешено проведение профилактических мероприятий и мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, таких как:
· информирование;
· обобщение правоприменительной практики;
· меры стимулирования добросовестности;
· объявление предостережения;
· консультирование;
· самообследование;
· профилактический визит.
Исполнение требований Постановления № 336 находится на контроле прокуратуры.